Внедрение СМК
Разработка и внедрение СМК на предприятии
Одной из основных сфер нашей деятельности является оказание услуг организациям по разработке, внедрению и подготовке к сертификации систем менеджмента качества: ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, ХАССП, ИСО 22000, ИСО 16949, ИСО 29001. В последние годы все большую популярность получают системы менеджмента качества на основе отраслевых стандартов, таких как ИСО 16949 (автомобильная отрасль) и ХАССП (пищевая отрасль), мы консультируем по обоим направлениям.
В большинстве организаций разработка и внедрение системы менеджмента качества занимает от 3 до 18 месяцев.
На продолжительность разработки и внедрения системы менеджмента качества влияют конкретные цели, размеры компании, продукция, которую выпускает компания или услуги, которые она оказывает, а также желание и заинтересованность высшего руководства врезультатах внедрения СМК
Всю работу по созданию и внедрению СМК в организации можно условно разделить на 6 этапов.
- Издание приказа о создании и внедрении СМК
- Создание рабочей группы
- Разработка программы(плана работ) по созданию и внедрению СМК
- формулирование миссии
- формирование политики в области качества, целей в области качества
Преимущества внедрения системы менеджмента качества в организации
- Повышение эффективности управления организацией
- Повышение качества продукции/услуг
- Повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований
- Повышение мотивации персонала за достижение конечных результатов
- Увеличение шансов на победу при участии в тендерах, конкурсах, при заключении контрактов
- Прозрачность системы управления и внутренних процессов организации
- Повышение результативности внутренних процессов организации
- Повышение конкурентоспособности организации на российском и мировом рынке
- Увеличение доверия со стороны потребителей и других заинтересованных сторон
- Предупреждение появления несоответствий
- Непрерывное совершенствование деятельности организации.
Примерная стоимость услуг по разработке и внедрению процессов СМК на предприятии с численностью до 100 человек:
Этапы |
Услуги исполнителя |
Общий срок этапа (недели) |
Общая стоимость (тыс. руб.) |
1 |
Анализ нормативной документации, диагностический аудит, оценка существующей системы менеджмента организации – заявителя (на месте) |
1 |
78 000 |
2 |
Обучение руководителей и специалистов требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 |
1 |
46 000 |
3 |
Проектирование и разработка СМК. Методическая помощь по документированию и внедрению СМК |
4-6 |
92 800 |
4 |
Обучение внутренних аудиторов СМК |
1 |
51 000 |
5 |
Комплексная внутренняя проверка СМК (аудит-консалтинг) |
1 |
31 000 |
ИТОГО |
298 800
|
Принципы административного управления качеством на предприятии
Эффективное руководство организацией обеспечивает стабильное ее существование и реализацию стратегии развития. Эта деятельность многогранна. Одно из направлений заключается во внедрении и функционировании работоспособных механизмов, направленных на непрерывное улучшение внутренних процессов (производительности) с целью достижения и поддержания преимущества.
Основные аспекты систем менеджмента качества(СМК) отражены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008. В их числе восемь ключевых принципов, следование которым призвано способствовать повышению уровня управленческой культуры и обеспечивать конкурентоспособность организации (равно выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынке. Подробнее об этих фундаментальных правилах далее по тексту.
Ориентация на потребителя
Любая организация существует за счет и ради своих клиентов. Это значит, что необходимо достоверно выявлять и удовлетворять их настоящие и будущие потребности, а также стараться превзойти их ожидания, не забывая про интересы владельцев, коллектива, поставщиков, общества. Требования потребителей, выявляемые в результате измерения и анализа уровня их удовлетворенности, должны доводиться до сведения персонала и мотивировать на увеличение производительности организации.
Лидерство руководителя
Руководитель обеспечивает соответствие выбранного вектора деятельности организации ее целям. Для этого ему необходимо не только обеспечивать и контролировать текущую деятельность, учитывая возможные непредвиденные изменения внешних факторов, но и ясно представлять перспективы компании. Руководитель следит за уровнем квалификации персонала. В его власти создание и поддержание правильной внутренней среды, в которой все работники придерживаются единых приоритетов и непосредственно влияют на решение поставленных задач. Это возможно в обстановке доверия, открытости и взаимного уважения. В результате компетентный, мотивированный и ответственный персонал способствует выполнению текущих показателей, а через них и стратегических целей.
Вовлечение работников
Организация на всех уровнях опирается на персонал. Полная вовлеченность работников вкупе с квалификацией и опытом дают результат. Вовлеченность включает принятие на себя не просто должностных обязанностей, но и конкретных задач, поиск более эффективных решений, совершенствование собственных компетенций, осознание ответственности. Такие сотрудники, считающие себя частью единой команды, воспринимают достижения компании как свои собственные.
Процессный подход
Достичь желаемого уровня и удерживать его возможно, если к деятельности относиться как к процессу. Для этого необходимо выявить точки входа и выхода, снабдить ресурсами в широком смысле этого понятия, включая рабочую силу, оборудование, методологию, обозначить всех участников (внутренних и внешних), четко распределить полномочия и ответственность, определить последовательность действий, оценить вероятные риски и последствия их наступления. Такой подход приводит к минимизации ошибок, повышению стабильности, снижению затрат, эффективному использованию заложенных ресурсов, увеличению КПД.
Системный подход к менеджменту
Комплексный подход к процессам, осуществляемым не в отрыве друг от друга, а в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, содействует продуктивности. Структурированность и системность определяют соответствие задач и плановых показателей конкретных процессов главным стратегическим целям. Всеобъемлющий взгляд на происходящее позволяет адекватно оценивать деятельность, выявлять слабые и сильные места, проводить оправданную оптимизацию и усовершенствование.
Постоянное улучшение
Непрерывное развитие во всех аспектах деятельности должно быть неизменной целью любой организации, а значит и каждого сотрудника. Создавая благоприятные условия, применяя действенные методы и инструменты, необходимо все время повышать эффективность. Практика требует проверки. Периодический мониторинг по установленным критериям качества и в рамках рабочего плана направлен на выявление зон, требующих большего внимания и корректив. Конкурентоспособность — не константа. Ее уровень зависит от ежедневно выполняемых действий и принимаемых решений.
Принятие решений, основанное на фактах
Оправданными решения могут быть только тогда, когда они обусловлены обоснованным анализом имеющейся информации. Следовательно, необходимым является всесторонний сбор объективных данных, относящихся к делу. Рациональная составляющая дополняется опытом и профессиональной интуицией.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики зависят в своей деятельности друг от друга. Взаимная выгода способствует поддержанию сотрудничества и созданию ценностей с позиции рынка. При долгосрочном партнерстве можно вести речь о создании совместных разработок на благо всех участвующих сторон, прежде всего потребителя.
В завершение совет всем руководителям и менеджерам обратить внимание на следующие книги:
- "Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы" Патрика Ленсиони;
- "Клиент на всю жизнь" Карла Сьюэлла и Пола Брауна;
- "Разбитые окна, разбитый бизнес. Как мельчайшие детали влияют на большие достижения" Майкла Ливайна.